модуль 4
Урок 17. Стандарты информационной открытости
Поздравляем! Если вы дошли до этого урока, то, скорее всего, вы уже освоили или хотя бы ознакомились с техникой социального проектирования. Возможно, вы даже разработали свой социальный проект. А теперь представьте, что вы готовы претворить его в жизнь и уже собираетесь оповещать свою целевую группу и привлекать ее на свои мероприятия.

При личной встрече люди горячо приветствуют ваши идеи и высказывают желание принять участие в проекте. А когда приходит время действовать, они решают узнать про вас побольше, начинают искать о вас информацию в интернете, и, увы, ничего не находят — ни сайта, ни страниц в соцсетях, ни публикаций.
Чем больше известно
об организации, тем
больше ей доверяют.
Как вы думаете, придут ли эти люди на ваши мероприятия? Можно ли проникнуться доверием к организации, про которую ничего или даже почти ничего не известно? Ответ на этот вопрос вы знаете.

Мы живем в такое время, когда присутствие в интернет-пространстве тождественно фактическому существованию. По крайней мере, это касается публичных организаций.

Современные люди черпают большую часть информации из интернета. Поэтому если вы хотите присутствовать в сознании вашей целевой группы, ваших партнеров, волонтеров, доноров, то вам нужно озаботиться информационной открытостью вашей организации.

Информационная открытость — это доступность информации об организации. Чем больше о ней известно, тем больше степень ее информационной открытости, тем больше ей доверяют.

Информационная открытость — степень доступности
информации об организации.
Вопрос открытости деятельности некоммерческого сектора объединил группу экспертов, которые сформулировали стандарт информационной открытости — базовые требования к информационной открытости любых некоммерческих организаций, достаточные для формирования к ним доверия.

Если говорить просто, то этот стандарт касается того объема информации, который должен быть на сайте организации. Да, желательно именно на сайте. Конечно, можно воспользоваться и функционалом соцсетей, но в идеале лучше использовать и сайт, и соцсети. Многим кажется, что создание сайта и наполнение его сведениями — трудоемкий и, главное, дорогой процесс. Это не так. Сейчас создать простой сайт можно совершенно бесплатно и самостоятельно. Этот курс мы создали на бесплатном конструкторе Тильда. Во-первых, потому что это просто и удобно, а во-вторых, чтобы показать вам, насколько это просто и удобно. Таких конструкторов сейчас много, выбирайте тот, что вам по душе.

В этом уроке мы познакомимся с тремя уровнями стандарта информационной открытости, сформулированного АНО «Информационная культура» и Ассоциацией грантодающих организаций «Форум Доноров» при поддержке Фонда Кудрина по развитию гражданских инициатив.
Базовый уровень
информационной открытости
Соблюдения первого или базового уровня информационной открытости достаточно, чтобы подтвердить сам факт существования организации и ведения ею социально значимой деятельности. Что должно быть на сайте:
Юридическая информация
  • Устав организации;
  • полное название организации в соответствии с ее Уставом;
  • ИНН, ОГРН, дата регистрации;
  • контактная информация: юридический адрес, e-mail, номер телефона, ссылки на страницы в социальных сетях и другие каналы коммуникации организации.
Информация об участниках
  • сведения об учредителях;
  • фамилия, имя и отчество руководителя, его/ее должность в соответствии с Уставом;
  • структура органов управления (если есть);
  • количество членов организации (для членских организаций);
  • количество сотрудников.
Отчетность
  • ссылка на отчеты в Минюст РФ;
  • данные о доходах и расходах организации не менее чем за последние 3 года или от момента регистрации организации, если организация существует менее 3-х лет.
Информация о деятельности
  • краткий текст с описанием миссии, целей и задач организации;
  • перечисление направлений деятельности, которыми организация занимается;
  • краткое описание деятельности, включая описание целевых групп, основных проектов и их результатов.
Расширенный уровень
информационной открытости
Второй уровень информационной открытости предполагает предоставление более глубокой информации о деятельности и финансах некоммерческой организации вдобавок ко всем сведениям базового уровня:
Расширенные данные
об участниках
  • фото и краткие биографические сведения руководителя (-ей) исполнительного органа и высшего коллективного органа (если есть);
  • состав органов управления, включая ФИО всех входящих в них лиц и краткие сведения о них (должности или краткие биографии);
  • список ключевых сотрудников. В зависимости от рода деятельности и размера организации это могут быть, например, эксперты, работающие в организации, и руководители проектов.
Информация об участниках
  • годовая и любая иная (ежемесячная, ежеквартальная, годовая и двухгодовая и др.) добровольная публичная отчетность. В случае, если ежегодная отчетность представлена на сайте в виде отдельного документа, то желательно, чтобы она соответствовала базовым требованиям к отчетности проекта «Всероссийский конкурс публичных добровольных годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчёта».
Отчетность
  • ссылка на отчеты в Минюст РФ;
  • данные о доходах и расходах организации не менее чем за последние 3 года или от момента регистрации организации, если организация существует менее 3-х лет.
Информация о деятельности
  • краткий текст с описанием миссии, целей и задач организации;
  • перечисление направлений деятельности, которыми организация занимается;
  • краткое описание деятельности, включая описание целевых групп, основных проектов и их результатов.
Полный уровень
информационной открытости
Полный уровень открытости дает возможность отнести организацию к наиболее прозрачной и информационно открытой. Он предполагает наличие всей информации базового и 2-ого уровней открытости и ее расширение в соответствии с предложенными требованиями:
Полная документация
  • ссылки на актуальные внутренние документы, регулирующие работу организации, соблюдение этических принципов (в зависимости от направления деятельности организации) и иных добровольно взятых обязательств репутационного характера.
Полная информация
об участниках
  • информация о членах попечительских/наблюдательных советов, ревизионной комиссии (ФИО и должность или краткая биографическая справка);
  • информация о деятельности органов управления, включая число заседаний, информация о принятых ключевых решениях, вносящих существенные изменения в работу организации.
Полная отчетность
  • актуальное аудиторское заключение (для фондов — это документ первого уровня раскрытия информации).
Полная информация
о деятельности
  • сведения о результатах проведённых оценочных исследований (при наличии) за последние три года.
Вы видите, что полный уровень информационной открытости предполагает абсолютную прозрачность организации. Конечно, к нему нужно стремиться, но на начальном этапе достаточно, если у вас будет сайт, соответствующий базовому уровню открытости, и «живые» страницы в соцсетях, из содержания которых будет понятна ваша каждодневная работа.
Если вдруг у вас нет ни сайта, ни социальных сетей, например, потому что целевая группа, с которой вы работаете, не пользуется интернетом, а только читает новости в газетах, смотрит телевизор и слушает радио, то важно развивать теплые взаимоотношения со СМИ.

Обязательно сохраняйте все публикации о вас — любые свидетельства из внешних источников будут очень важны для ваших потенциальных партнеров, благотворителей и грантодателей. Чем больше будет статей и телесюжетов о вашей организации, тем выше ваши шансы привлечь единомышленников для реализации ваших добрых дел.
Что вы узнали на уроке
Отлично! Теперь мы можем перейти к следующему уроку
Отметьте всё, что запомнили из этого урока
Насколько полезным для вас был этот урок?
0
10
Made on
Tilda