модуль 2
Урок 8. Задачи проекта
Задачи — самая загадочная часть в социальном проектировании, но только не для тех, кто внимательно изучает наш курс.
ТЕСТ
Давайте проверим, знаете
ли вы, как правильно сформулировать задачи проекта

Начать
Как правильно сформулировать задачи?
Дальше
Проверить
Завершить
Отлично, двигаемся дальше.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Помните, мы говорили о том, как важно определить причины существования проблемы? Согласно логике социального проектирования каждая задача проекта будет направлена на устранение одной из этих причин.

Задача — это составляющая цели, которая решает
конкретную причину существования выявленной проблемы
или устраняет препятствие на пути к достижению цели.
Давайте сразу вернемся к нашему примеру про школьников, не интересующихся историей.

Предположим, что мы провели глубокое исследование этой проблемы и выяснили, что дети не интересуются военным прошлым своего города, во-первых, потому что они про него вообще не знают (в школе не преподают, рассказать некому, узнать практически неоткуда), а во-вторых, потому, что просто знаний иногда недостаточно для того, чтобы пробудить интерес.

Чтобы приобщить ребенка к какой-то теме, нужно, чтобы он был не просто пассивным получателем информации, а создавал что-либо, был вовлечен в деятельность, пропустил эту тему через себя.

Соответственно, вот навскидку две причины существования проблемы:
1. Дети не знают военную историю родного края,
2 Дети не вовлечены в деятельность по сохранению военного прошлого города.
ТЕСТ
Давайте попробуем сформулировать задачи, которые устранят
эти причины

Начать
Как правильно сформулировать задачи?
Дальше
Проверить
Завершить
Давайте посмотрим,
почему здесь нужно было выбрать второй вариант.
Теперь давайте разбираться, почему первый вариант — неправильный, и заодно разберем типичные ошибки при постановке задач.
Типичные ошибки
при формулировании задач проекта
Давайте разбираться, почему первый вариант — неправильный, и заодно разберем типичные ошибки при постановке задач.
Ошибка №1:
Задачи не устраняют причины проблемы или их недостаточно
для достижения цели
Во-первых, очевидно, что в первом варианте задачи логически совсем не соответствуют выявленным причинам. Сравните: «дети не знают военную историю» и «подготовить методические рекомендации». От того, что мы подготовим рекомендации, дети не узнают историю. Более того, учителя не начнут проводить уроки. Так что здесь решение не соответствует проблеме.

Во-вторых, как вы думаете, если мы подготовим учителей, создадим музей и организуем в нем регулярные экскурсии, мы сможем приобщить детей к военному прошлому города? Скорее всего нет, так как школьники могут просто не захотеть посещать лекции и экскурсии, а даже если их приведут в обязательном порядке, то не факт, что они проникнутся ими, так как скорее всего будут просто пассивными слушателями.
Ошибка №2:
Вместо задачи указано мероприятие.
В нашем примере задача «написать сценарий» — на самом деле мероприятие.

Дело в том, что задача — это общая формулировка того, что должно быть сделано, а мероприятияконкретные шаги, действия, которые происходят в определенное время в определенном месте и имеют конкретный результат.

Каждую задачу нужно решать с помощью как минимум двух мероприятий. Если задаче соответствует одно мероприятие, то, скорее всего, это не задача, а мероприятие. Задача всегда шире, чем мероприятие, потому что для решения задачи нужен комплекс мероприятий.

Мероприятия — конкретные действия,
которые мы предпринимаем для решения задач.

Например, если мы подготовим методические рекомендации для учителей по проведению уроков истории про жизнь города во время ВОВ, будет ли это значить, что организуем преподавание таких уроков учителями в школах? Конечно, нет. Ведь для решения этой задачи нужен комплекс мероприятий: провести обучение учителей, проверить, насколько они готовы к проведению таких уроков, чтобы это действительно было запоминающейся, договориться со школами по внесению в расписание таких уроков, возможно нужно будет еще подготовить красочную презентацию для таких уроков.

При этом для подготовки заявки важно вовремя перестать дробить действия на мелкие составляющие и отделить мероприятия от подготовительной работы. Например, «проведение обучения учителей проведению уроков по военной истории города» — это одно мероприятие, несмотря на то что и занятий может быть несколько, и могут быть еще отдельные подготовительные мероприятия по созданию сценариев занятий по обучению.
Ошибка №3:
Задачи не имеют причин, которые они устраняют.
Еще очень часто бывает так, что задачи как будто висят в воздухе, потому что в авторы проекта не изучили досконально проблему и ее причины. Давайте изучим следующий пример описания проблемы целевой группы и цели проекта
ПРИМЕР
По данным пенсионного фонда РФ в регионах А, Б и В проживают более 27 000 семей, воспитывающих детей
с инвалидностью. Из них у более чем 5 000 диагностированы расстройства аутистического спектра (РАС).

Родителям детей с РАС не хватает информации о том, какие особенности у их детей, на что они способны. Им очень нужна помощь профессиональных специалистов, понимающих, как правильно выстроить процесс развития особого ребенка.

В результате создания системы комплексной поддержки и отработки ее программы на семьях из региона А, к нам стали поступать многочисленные запросы от родителей из из регионов Б и В, которые тоже хотят принять участие в программе.

Семьи, принявшие участие в программе, своими благодарными отзывами и результатами детей подтвердили ее необходимость и значимость, в связи с чем было принято решение о расширении программы.
А теперь, исходя из этого описания, попробуем сформулировать задачи проекта.
ВЕРСИЯ 1.
Задача № 1. Провести курс обучения для тьюторов для работы с семьями, воспитывающими детей с расстройством аутистического спектра.

Задача №2. Организовать еженедельные развивающие занятия для детей с расстройством аутистического спектра.

Задача №3. Провести программы летнего и зимнего отдыха без родителей для детей и подростков с расстройством аутистического спектра, а также их нормотипичных братьев и сестер.

Задача №4. Оказать нормотипичным братьям и сестрам психолого-педагогическую поддержку, направленную на принятие диагноза особого брата или сестры и снятия эмоционального напряжения.

Задача №5. Информировать общественность об особенностях и способностях детей с ментальными нарушениями, а также о важности комплексной поддержки семей, воспитывающих данную категорию детей.
1
ВЕРСИЯ 2.
Задача №1. Подготовить тьюторов для работы с детьми с РАС и их семьями по подготовке к школе.

Задача №2. Психологическая поддержка нормотипичных братьев и сестер, направленая на принятие диагноза особого брата или сестры и снятия эмоционального напряжения.

Задача №3. Обучить родителей практическим знаниям и навыкам взаимодействия со своим ребенком.
2
ТЕСТ
Какой вариант перечня
задач подходит к примеру, описанному выше?

Начать
Какой вариант перечня задач подходит к примеру, описанному выше?
Дальше
Проверить
Завершить
Теперь давайте разбираться, почему первый вариант — неправильный, и заодно разберем типичные ошибки
при постановке задач.
Невозможно определить задачи, так как в описании проблемы нет конкретных причин существования проблемы.
Несмотря на то, что направления деятельности, описанные в задачах, кажутся вполне логичными и разумными, на самом деле они «оторваны» от реальности, так как в описании проблемы действительно не были перечислены причины ее существования. Поэтому правильно сформулировать задачи, исходя из приведенной выше информации, невозможно.

А теперь давайте дополним предыдущее описание проблемы целевой группы и сделаем вторую попытку сформулировать задачи.
ПРИМЕР
По данным Пенсионного фонда РФ в регионе А у болеечем 400 детей в возрасте от 7 до 10 лет диагностированы расстройства аутистического спектра.

Дети с такими особенностями испытывают сложности в общении и зачастую не могут самостоятельно справиться с казалось бы простейшими социально-бытовыми задачами: одеться, убрать постель, собрать рюкзак, «услышать» просьбу и отреагировать на нее, выразить свое отношение к чему-либо.

Дело осложняется тем, что в этом возрасте дети должны идти в школу, а без индивидуальной поддержки профессиональных тьюторов им практически невозможно учиться, ведь тьютор помогает сформировать коммуникативные и социальные навыки, преодолевать трудности обучения.

На данный момент согласно опросу родителей и исследования ситуации в городе таких тьюторов остро не хватает. Самим родителям также катастрофически не зватает знаний о расстройствах аутистического спектра и понимания того, как правильно общаться с ребенком, как развивать его умения и помогать социализироваться.
Целевая группа
Дети с расстройствами аутистического спектра в возрасте
от 7 до 10 лет, проживающие
в регионе А.
Проблема
Дети не получают навыков, необходимых для успешного
обучения в школе.
Цель проекта
Помочь семьям,
воспитывающим детей
с расстройствами
аутистического спектра,
подготовить их к обучению
в школе.
ТЕСТ
Сделаем вторую попытку сформулировать задачи

Начать
Выберите все задачи проекта.
Неправильно: эта задача не связана ни с одной из причин существования проблемы.
Правильно! Эта задача устраняет проблему отсутствия тьюторов, работающих с детьми с РАС.
Неправильно! Если мы просто организуем стажировочную площадку, это не значит, что специалисты пройдут стажировку.
Правильно! Это задача устраняет проблему не готовности детей с РАС к обучению в школе.
Неправильно! Эта задача — на самом деле мероприятие! Кроме того, наша целевая группа — не подростки, а дети от 7 до 10 лет.
Правильно! Это задача устраняет проблему отсутствия у родителей знаний и навыков по взаимодействию с особыми детьми.
Дальше
Проверить
Завершить
Верные ответы — те,
в которых задачи устраняют выявленные причины существования проблемы.
ОПИСАНИЕ
Как вы видите, из семи перечисленных задач, правильными являются только три. Однако может оказаться, что решение всех трех будет слишком масштабным предприятием для вас. В таком случае можно выбрать только одну из причин существования проблемы, и посвятить проект именно работе с ней.

Здесь алгоритм действий будет тот же, только масштаб уменьшится: вы будете работать не с глобальной проблемой, а только с одной из ее причин. Именно она станет проблемой вашего проекта, на решение которой будет направлена его цель. Вам нужно будет таким же образом изучить ее причины и сформулировать задачи, которые их устранят.
Что вы узнали на уроке
Отлично! Теперь мы можем перейти к следующему уроку.
Отметьте всё, что запомнили из этого урока
Насколько полезным для вас был этот урок?
0
10
Made on
Tilda