модуль 2
Урок 7. Ожидаемые результаты проекта
Итак, цель проекта мы сформулировали.

А как мы поймем, что нам удалось ее достичь? Например, как узнать, смогли ли мы заинтересовать школьников историей? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно мысленно перенестись в последний день проекта и постараться представить себе его конкретный результат.

Вы помните, что является главным результатом социального проекта? Надеемся, что да, ведь мы не устаем повторять это в каждом уроке.


Результат социального проекта — это решение проблемы
или удовлетворение потребности целевой группы.
Социальный проект — это про людей.

Поэтому нам нужно в самом начале проекта определить для себя, на скольких человек мы повлияем (количественный результат) и какие изменения произойдут с этими людьми (качественный результат).

Количественные результаты проекта — количество представителей
целевой группы, которые примут участие в мероприятиях проекта.

Качественные результаты проекта — конкретные, измеримые
изменения, которые произойдут с целевой группой.
Количественные результаты
Иногда необходимость спрогнозировать конкретное количество участников проекта может ввести в ступор. «Откуда мы можем знать, сколько человек примут участие в наших мероприятиях? Мы же не ясновидящие!»

Но вот встречные вопросы: если мы не будем планировать количественные результаты, как мы поймем, сколько нам необходимо ресурсов на проект? Как обоснуем это грантодателю и как мы сами в конце поймем, успешен наш проект или нет?

Получается, что без количественных результатов просто никуда. Кроме того, не забывайте, что проект и отличается от текущей деятельности тем, что имеет конкретный измеримый результат:

Социальный проект — это ограниченная во времени деятельность,
которая направлена на достижение заранее запланированного результата.
Важно, что количество определяете вы, и только вы.
Как же быть?

1. Если вы хорошо знакомы с целевой группой и проблемой (а иначе и быть не может, ведь мы помним, что это фундамент разработки проекта) то представляете, сколько примерно человек сталкиваются с выбранной проблемой на территории реализации вашего проекта.

2. Из этого общего числа нужно выбрать приблизительное количество людей, на которых вы сможете повлиять при помощи имеющихся у вас ресурсов за отведенное проектом время.
ПРИМЕР
Возьмем наш пример про одиноких пенсионеров. Допустим, согласно статистике в вашем городе проживает 5 000 одиноких пенсионеров. Вы хотите работать с ними комплексно: обеспечить психологическую поддержку, предложить каждому занятия по интересам, решить логистические проблемы.

На это нужно много ресурсов, и вы понимаете, что готовы за год охватить только 150 человек. 150 пенсионеров и будет вашим количественным результатом. И никто не вправе вам диктовать, сколько человек вовлечь в проект, и говорить, что это мало по сравнению с общим количеством представителей целевой группы в городе.

А что если в итоге количество участников будет немного другим? Это нестрашно: ожидаемые результаты поэтому и называются ожидаемыми. Вот вам совет: если вы подаете заявку на грантовый конкурс и боитесь не оправдать ожиданий, укажите минимальное количество человек, в котором вы точно уверены, используя формулировку «не менее».
Типичные ошибки при постановке
количественных результатов
Теперь давайте на примере разберем, какие опасности нас подстерегают при определении ожидаемых количественных результатов.

Ваш проект связан с организацией досуга для жителей города — им хочется проводить больше времени на свежем воздухе в приятном обустроенном месте, но возможности такой у них нет. В том числе это связано с тем, что в городе нет благоустроенных открытых площадок.

Численность населения составляет 35 000 человек постоянно, среднее число туристов за год — 2 000 человек. Городской парк в запустении: скамейки старые, детские площадки заржавели, газоны не ухожены, много мусора — словом, проводить время там неприятно.

Вы задумали вовлечь в благоустройство парка самих жителей. Это поможет им почувствовать свою причастность к решению городских вопросов, а также дать толчок развитию городского сообщества. Вы планируете провести конкурс идей по благоустройству и вовлечь желающих в совместную реализацию выбранной идеи (посадка деревьев, покраска скамеек, создание и установка новых площадок).
ТЕСТ
Проверьте себя

Начать
Отметьте, какие из перечисленных вариантов являются правильными количественными результатами, а какие нет.
Дальше
Проверить
Завершить
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
100 жителей, участвующих в конкурсе — правильный результат.
Целевая группа проекта — действительно жители, так как мы решаем их проблему, и 100 человек смогут принять участие в конкурсе. Доказать это вы сможете, например, регистрациями на конкурс или количеством присланных работ.
10 субботников — неправильный результат.
Вспомним, что результат измеряется в ЛЮДЯХ, а не в мероприятиях, поэтому кол-во субботников может быть дополнительным результатом решения одной из задач, но никак не основным количественным результатом проекта.
Ошибка:
Указывать количество мероприятий, а не людей, принимающих
в них участие.
130 жителей, участвующих в субботниках по благоустройству — правильный результат.
А вот здесь все верно: мы запланировали примерное количество представителей целевой группы, участвующих в нашем проекте.
35 000 жителей этого города — неправильный результат.
Если мы поставим этот результат, это будет значить, что за год реализации проекта в парке действительно должны побывать все жители города. Сможем ли мы это обеспечить? Нет.

Возможно, в течение следующих нескольких лет все жители так или иначе погуляют в парке. Но нам-то нужно обозначить количество на конец проекта, а все что будет после - уже дополнительный социальный эффект.
Ошибка:
Указывать в количественных результатах проекта потенциальных участников, потенциальный охват.
2000 человек — гости города, которые посетят парк за год — неправильный результат.
Этот показатель вообще не относится к целевой группе. Если какие-то приезжие погуляют в новом парке, возможно, они тоже приобретут положительный опыт, но изначально мы решаем не их проблему и не включаем их в деятельность в рамках проекта.
Ошибка:
Указывать в количественных результатах не только целевую группу, а всех, кому проект может потенциально помочь.
100 посаженных деревьев, 2 построенные игровые площадки для детей — дополнительный результат.
Это тоже важные результаты. Их можно указать в дополнение к людям. Однако, если вы укажете только их и будете измерять результат в деревьях/животных/сооружениях, — это неправильно, потому что в конечном итоге мы работаем для людей.
Ошибка:
Указывать в количественных результатах не людей, а предметы, животных, растения, и вообще все, что можно посчитать.
Качественные результаты
Теперь давайте разбираться с качественными результатами. Первое, что нужно очень хорошо понимать — мы делаем социальный проект именно ради того, чтобы добиться качественного результата — конкретных изменений в состоянии целевой группы. Как правильно их установить?
ТЕСТ
Проверьте себя

Начать
Выберите правильные качественные результаты для уже известных нам проектов.
Дальше
Проверить
Завершить
Выберите правильные качественные результаты для уже известных нам проектов.
Дальше
Проверить
Завершить
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Наверняка интуитивно вы выбрали варианты, где результаты сформулированы более конкретно. В этом и заключается их суть.

Качественные результаты должны быть максимально конкретны.
Недостаточно написать «улучшилось качество жизни представителей целевой группы». Необходимо указать, в чем конкретно выражается это улучшение и как вы можете его зафиксировать.
Чтобы правильно установить ожидаемые качественные результаты, задайте себе два вопроса:

1. Что конкретно изменится у целевой группы в результате моего проекта?

2. Как я пойму, что эти изменения произошли? Или другими словами: какие действия/проявления со стороны целевой группы мне скажут, что изменения произошли?

Важно отвечать на эти вопросы максимально искренне — ведь вы делаете проект не для того, чтобы получить грант, а для того, чтобы сделать хорошее дело. Поэтому вам самим важно понять, удалось это хорошее дело или не очень.

И опять же помните, что ожидаемые результаты проекта определяете вы. Какие показатели вы установите для себя, такими они и будут. К ним вы и будете стремиться.
Чтобы понять, до какой степени нам удалось добиться запланированных изменения в конце проекта, нам необходимо их измерять или оценивать.

И здесь тоже часто возникает закономерный вопрос: «А как же можно измерить качественные результаты? Ведь это не цифры!». Ответ прост: мы должны изучить и описать состояние целевой группы в начале и в конце проекта, а затем сравнить эти две картинки.

Некоторые результаты легко измерить, потому что это факты. Например, вы помогаете пенсионерам, желающим работать, трудоустроиться. Тогда количественным результатом будет количество человек — например 30, а качественным то, что они нашли работу.

Однако зачастую, качественные результаты связаны с приобретением знаний, навыков, компетенций. Как измерить их?
Методы измерения качественных результатов

Опрос/анкетирование

Подходит для измерения знаний. Помните, мы говорили про проект с историей? Чтобы понять, знают ли школьники историю военного прошлого своего города, можно провести тестирование на знание ключевых дат и событий. В конце проекта можно сделать такое же тестирование и сравнить два результата.
Интервьюирование

В примере с детьми с РАС можно будет поговорить с родителями до проекта и после. До начала проекта нужно узнать, что беспокоит их в поведении детей, а после — какие конкретные изменения в их поведенииони заметили.


Наблюдение/эксперимент

В примере с семьями с РАС нам нужно будет оценить, приобрели ли дети навыки самостоятельной подготовки к школе и общения. Полученные навыки лучше всего проверять на практике, а не на словах. Можно, например, дать детям задание самостоятельно собрать учебники в школу.
Типичные ошибки при постановке
качественных результатов
ТЕСТ
Проверьте себя

Начать
Инвалиды по слуху, проживающих в вашем городе, хотят заниматься спортом, но в силу ряда причин не занимаются регулярно. Ваш проект направлен на решение этой проблемы. Отметьте правильные качественные результаты.
Дальше
Проверить
Завершить
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Правильные ответы — там, где результаты сформулированы более конкретно.
Давайте разбираться, почему все варианты, кроме 5, неправильные.
Теперь давайте разбираться
и выводить типичные ошибки.
Ответ «Профильные ведомства города узнали о проблемах людей с инвалидностью и выслушали предложения от общественных организаций по улучшению условий их жизни» неверный. Проблема, которую мы решаем, заключается в том, что люди хотят, но не занимаются спортом регулярно. От того, что ведомства узнают о том, как живут люди с инвалидностью, проблема не решится. Это может быть результатом какого-то мероприятия в рамках проекта, если для решения проблемы нам необходимо привлечь ведомства.
Ошибка:
Результаты не связаны с целевой группой и ее проблемой.
Ответ «Благодаря занятиям улучшилось здоровье людей» также неправильный. На здоровье человека влияет целый комплекс факторов, и только занятиями физкультурой вряд ли возможно добиться серьезных изменений, тем более в течение года.
Ошибка:
Результаты не достижимы в рамках одного проекта.
Ответ «Люди стали регулярно заниматься физической культурой» правильный, так как проблема, которую мы решали, заключалась в том, что люди не занимались спортом регулярно. Если теперь они могут, значит показателем успешности проекта будут занятия.
Что вы узнали на уроке
Отлично! Теперь мы можем перейти к следующему уроку.
Отметьте всё, что запомнили из этого урока
Насколько полезным для вас был этот урок?
0
10
Made on
Tilda