модуль 1
Урок 4. Изучение проблемы целевой группы
На прошлом уроке мы выяснили, что целевая группа и ее проблема неразрывно связаны — мы даже не можем описать их отдельно друг от друга. Поэтому, изучая проблему, вы будете изучать свою целевую группу, и наоборот. Для чего нужно это делать?
1. Чтобы убедиться в том, что проблема действительно существует у конкретных людей на конкретной территории.

Довольно часто у нас есть ощущение проблемы, сформированное, например, на основе нашего личного опыта (вы не можете выйти на работу, так как не с кем оставить ребенка) или просто она витает в воздухе (современные дети не читают). Часто на основе одного такого суждения мы и начинаем проектировать решение, а это в корне неверно.
ПРИМЕР
Вы озаботились проблемами людей с инвалидностью.
Посмотрели официальную статистику и узнали, что 35% инвалидов-колясочников трудоспособного возраста в крае не трудоустроены.

Исходя из этого вы делаете вывод, что есть проблема — они не могут найти работу, — и создаете онлайн-сервис, где собраны вакансии для вашей целевой группы. Почему это не совсем правильно? Потому что ваше представление о проблеме и о людях, сталкивающихся с ней, поверхностно.

Если вы поговорите с организациями, которые уже занимаются этой проблемой, или с другими экспертами в этой теме, вы узнаете, что часть инвалидов-колясочников просто не хотят работать (такие есть), они живут на пособие, и проблем с трудоустройством у них нет. Еще одна часть целевой группы работает неофициально. Получается, ваш проект им не нужен. То есть то, что он есть, наверное, неплохо, но по-настоящему, системно, проблемы он не решает.

Выходом из этой ситуации будет сужение целевой группы до инвалидов-колясочников, которые хотят работать, но не могут.
2. Чтобы выбрать один из аспектов глобальной проблемы, которым вы будете заниматься.

Это важно, когда у вас есть общее представление о существовании какой-то проблемы, но нет понимания, как к ней подступиться.
ПРИМЕР
Например, вы знаете, что есть проблема увеличения количества свалок. Свалки загрязняют окружающую среду, что негативно сказывается на здоровье людей. Понятно, что такую глобальную проблему не решить в рамках одного проекта. Нужно сфокусироваться на каком-то одном ее проявлении и изучать уже его.

Допустим, вы ездите на дачу и видите, что дачники не компостируют органические отходы и скошенную траву, а выкидывают их в мусорных мешках. Если бы они компостировали, мусора с дачного массива было бы на 50% меньше. Это может стать проблемой вашего проекта — дачники не компостируют отходы. И уже дальше вы будете исследовать ее: сколько дачников не компостируют, почему, что им мешает.

Только узнав конкретику, вы сможете предложить эффективное решение.
3. Чтобы выявить причины проблемы.

Понимание причин существования проблемы будет диктовать нам ее решение. Кроме того, в дальнейшем это поможет нам формулировать задачи проекта.
ПРИМЕР
Вернемся к нашему примеру про трудоустройство инвалидов-колясочников. Просто сузить целевую группу до инвалидов-колясочников, которые хотят работать, но не могут, недостаточно — ведь нам нужно понимать, что именно мешает им трудоустроится, какие причины стоят за этим.

А причин может быть масса: работодатели не готовы брать людей на работу из-за непонимания юридических нюансов трудоустройства инвалидов; у людей нет компетенций, чтобы выполнять задачи, которые требуются на существующих вакансиях; люди не готовы ездить в офис, им нужна удаленная работа; кто-то не может работать полный день, и так далее.

Именно понимание причин существования проблемы будет диктовать нам ее решение.
Как подступиться к изучению целевой группы
и ее проблем? С чего начать?
1
Шаг первый
Убедитесь, что проблема, которую вы хотите решить, действительно существует. Здорово, когда целевая группа сама ее осознает, поэтому на этом этапе можно просто пообщаться с людьми, которым вы хотите помочь
2
Шаг второй
Убедитесь, что выявленная вами проблема действительно актуальна для целевой группы. Может быть, у людей есть более срочные потребности, и вам нужно сконцентрироваться именно на них? Что будет, если вы не станете решать выбранную проблему?
3
Шаг третий
Если вы уверены, что выявленная вами проблема действительно существует, и она требует решения, нужно хорошенько изучить ее причины. Возможно, вы захотите сконцентрироваться только на одной из них, а возможно, поймете, что сможете устранить все сразу
4
Шаг четвертый
Узнайте, кто еще и как именно занимается выбранной вами проблемой. Изучите опыт коллег по взаимодействию с целевой группой. Это поможет вам еще раз убедиться в том, что вы правильно понимаете ее проблему, найти свое место в выбранной сфере деятельности, а также партнеров
Что вы узнали на уроке
Отлично! Теперь мы можем перейти к следующему уроку
Отметьте всё, что запомнили из этого урока
Насколько полезным для вас был этот урок?
0
10
Made on
Tilda