модуль 1
Урок 1. Зачем проектировать
Представьте себе такую ситуацию. У вас двое маленьких детей. Вы живете в городе, но хотите, чтобы ваши дети проводили больше времени на природе. Вы говорите себе: надо построить дачу. Участок у вас уже есть, и вы начинаете планировать строительство дома.

Строительство дома — это проект, потому что он будет продолжаться только некоторое время (по крайней мере все на это надеются) и приведет к конкретному результату: у вас будет пригодный для жизни дом.


Проект
— это любая деятельность, которая ограничена во времени
и направлена на достижение заранее запланированного результата.
Вы заранее представили его, нарисовали, придумали: какой метраж, сколько этажей, есть ли подвал, сколько комнат, сколько санузлов, какое отопление - и так далее. Нужно продумать все, включая расположение розеток.

Что будет, если вы не будете проектировать? Ваш дом получится не таким, каким вы его представляли: либо недостаточно удобным, либо недостаточно красивым. А еще, скорее всего, вам придется довольно долго его доделывать и переделывать.
ТЕСТ
Проверьте себя

Начать
Итак, для чего же мы проектируем,
прежде всего?
Дальше
Проверить
Завершить
Мы проектируем для того, чтобы результат проекта соответствовал нашим ожиданиям.
Мы проектируем для того, чтобы результат проекта соответствовал нашим ожиданиям
Мы проектируем для того, чтобы результат проекта соответствовал нашим ожиданиям
Мы проектируем для того, чтобы результат проекта соответствовал нашим ожиданиям
Да, в первую очередь мы проектируем (то есть планируем) для того, чтобы получившийся результат максимально соответствовал нашим ожиданиям, тогда как все остальные части проекта (бюджет, план, даже заявка) — второстепенны.

Проектирование нужно для того, чтобы результат проекта
получился таким, каким мы его представляем.
Что важно сделать для того, чтобы результат максимально соответствовал нашим ожиданиям? Представить его как можно более точно, описать как можно более конкретно. Чем тщательнее мы продумаем наш дом, все возможные сложности и риски, тем лучше он получится, тем меньше ошибок мы совершим.

Когда дело касается нас самих, то ошибки и недочеты, конечно, обидны, но никого, кроме нас, они не затронут. Наш курс посвящен разработке социальных проектов, то есть таких, которые направлены на улучшение жизни других людей.

Социальный проект — это ограниченная во времени деятельность, которая направлена на достижение заранее запланированного результата — решение проблемы или удовлетворение потребности целевой группы.
Прежде чем мы с вами углубимся в характеристики социальных проектов, давайте договоримся, что мы считаем проблемой целевой группы.

Целевая группа — это люди, на решение проблемы
которых направлен социальный проект.
Интуитивно, наверное, мы все понимаем, что социальная проблема — это и беда, — например, голод, бедность, болезнь, — и потребность, — например, в защите прав, в достойном образовании, в сохранении памяти о прошлом. А иногда — это просто желание людей изменить и так неплохую ситуацию, чтобы она стала еще лучше — например, желание учиться, приобщаться к культуре, проводить интересный досуг.

Чтобы подытожить, давайте будем считать социальной проблемой состояние целевой группы, которое возможно изменить к лучшему. Следовательно, результатом решения проблемы будем изменение этого состояния.

Социальная проблема — неудовлетворительное состояние целевой группы,
которое возможно изменить к лучшему.
Теперь давайте посмотрим на строительство дома как на социальный проект. У нас есть люди, жизнь которых должна стать лучше после нашего проекта — дети.

У нас есть ощущение проблемы: нам кажется, что дети должны проводить больше времени на природе.
Значит ли это, что в нашем случае строительство дома — социальный проект?
Почему же строительство дома — не социальный проект? Ответ очень прост. Потому что строительство дома или, говоря языком проектирования, создание продукта не решает проблему (или как в нашем случае — не удовлетворяет потребности) людей, ради которых делается проект (дети).

Оттого что мы построим дом, дети не начнут больше времени проводить на природе — их, как минимум, нужно будет туда вывозить и придумывать для них какие-то активности на свежем воздухе.

Более того. Чтобы дети проводили больше времени на природе, необязательно строить дачу. Можно регулярно выезжать на пикники, можно гулять в парке, можно ездить за город к друзьям.
Поэтому здесь важно задуматься, чего мы в итоге хотим: построить дачу или чтобы дети чаще бывали на природе? Если второе, то поможет ли нам в этом строительство дачи?

Точно также, придумывая социальные проекты, мы часто мыслим не конкретными результатами, которых хотим достичь, а мероприятиями, которые хотим или имеем возможность провести.
У города, в котором вы живете, богатая военная история. Вам хочется донести ее до молодого поколения и вы решаете снять документальный фильм.
Чтобы получить финансирование, вы пишете заявку на грантовый конкурс и рассказываете в ней, что современная молодежь (ваша целевая аудитория) не знает историю, не читает, ничем не интересуется, а вы снимете фильм, и молодежь сразу одумается и начнет любить Родину.

Проблема только в том, что ваше представление о целевой аудитории, скорее всего, очень сильно оторвано от реальной жизни — вы не знаете, чем действительно живут современные молодые люди, какие у них запросы и желания.

Кроме того, добиться каких-то серьезных, системных изменений у целевой группы, просто создав и показав фильм, практически невозможно. Поэтому он вряд ли на что-то повлияет.
«Что для меня важнее: воплотить в жизнь мою идею или эффективно помочь людям?»
Этими примерами мы хотим сказать вам очень важную вещь. Придумывать мероприятия или разрабатывать интересные продукты — не плохо, а очень хорошо.

Мы все так мыслим. Но в тот момент, когда у нас загораются глаза, начинают чесаться руки и кружиться голова от предвкушения многообещающей деятельности, нужно остановиться и честно спросить себя: «Что для меня важнее: воплотить в жизнь мою идею или эффективно помочь людям?».

Правильного ответа на этот вопрос нет, но если вы выбираете второе, то, скорее всего, дальше вам нужно будет спросить себя: «А как сделать так, чтобы моя помощь была максимально эффективной? Как добиться наилучшего результата?».

И вот здесь вам очень пригодится наш курс, потому что мы придумали его специально для того, чтобы помочь вам превращать хорошие идеи и импульсы в результативные проекты.
Что вас ждет?
Логика нашего курса следует проектной логике.

Мы посвятим много времени вопросам изучения потребностей и проблем целевой группы. Научимся правильно устанавливать цель и ожидаемые результаты проекта, формулировать задачи, грамотно планировать мероприятия, узнаем, как проверить себя с помощью обратной логики, как составить эффективный бюджет, почему важна информационная открытость и многое другое.

Пройдя курс, вы сможете последовательно разработать проект, а затем переложить его в заявку. А уже на следующем уроке мы поближе познакомимся с понятием социального проекта и узнаем, каким он точно не должен быть.
Что вы узнали на уроке
Отлично! Теперь мы можем перейти к следующему уроку
Отметьте всё, что запомнили из этого урока
0
10
Made on
Tilda